Меню
← К списку новостей

«ИЮЛЬ» приходит в феврале

Новая мэрия Воронежа за первый год своего существования (2002 г.) уже успела составить о себе мнение как об учреждении, щедром на всякие новшества. Здесь и продажа главной городской гостиницы, и проект строительства торгового центра на площади Ленина и непрерывные кадровые перестановки.

Пожалуй, самым любопытным проектом Ковалевской команды надо считать выбор контрагента по расчистке городского бизнеса. На эту роль прочат не кого-либо, а компанию «Июль». Одно ее упоминание способно обеспечить выброс адреналина у многих воронежцев. Как же — банкротства, внешнее управление, работа с долгами и прочие ужасы недавней поры. Той самой поры, когда дефолт 1998 года привел к очередной, второй по счету, волне передела собственности. Об «Июле» тогда ходили самые разные слухи — московский след, уводящий в недра силовых структур, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п. Однако дефолт прошел, и уже очень скоро послышались несколько иные рассуждения. Например, о том, что девальвация рубля сама по себе еще не стала толчком, выведшим из спячки сотни руководителей аграрных и промышленных предприятий. Многие так бы и подремывали, не думая ни о замещении импорта, ни о выходе на внешний рынок. Руководству предприятий и без того славно жилось — акции в кармане, ответственности — минимум, ну а работяги — обойдутся и без зарплаты, привыкли уже.

Потребовалась своего рода щука в пруду, чтобы наши караси перестали отлеживать себе бока. Естественно, что испугать их могло только одно — потеря права собственности. И вот тут-то многое стало понятно: часть предприятий падет жертвой скороспелых банкротизаторов, зато другая — в боях за экономическую независимость — создаст экономическую базу своей самостоятельности. Такую базу, покуситься на которую окажется себе дороже.

Расчистка авгиевых конюшен современной российской экономики продолжается по сей день. Именно поэтому, конечно, федеральное правительство, научившееся считать на ход-другой вперед, объявило о начале реструктуризации долгов и неизбежных при этом банкротствах. Цель — найти эффективных собственников не только в нефтяной и газовой отрасли да в металлургии. Какова должна быть психология этого слоя управленцев? Вопрос для России крайне щекотливый в силу некоторых особенностей нашего национального характера.

Ответ, в самых общих чертах, может быть тоже непростой. А он, как видится, таков. В последние годы все уже, кто хотел, смогли прочесть горы и тонны западных детективов. Интересно, все ли заметили одну черту в поведении даже отрицательных персонажей этих детективов — желание накопить денег и открыть свое легальное дело? Хоть прачечную, хоть автомойку, но — свою. Не профукать деньги, не загнать их в оффшор — оставить в стране и платить налоги с бизнеса.

У нас же в России не то чтобы мафиози, но и вполне респектабельные бизнесмены рады возможности вывезти из страны лишний доллар. Могут ли они после этого считаться не просто эффективными управленцами, но управленцами завтрашнего дня?

Очевидно, что в таких условиях передел собственности, вывод ее из оцепенения обречен набирать обороты. В Воронеже это уже остро почувствовали: финансовое положение города все последние годы только ухудшается, хотя миллионный город нищим не может быть по определению. Проверка некоторых муниципальных учреждений выявила массу воровства, приписок, упущенных для казны выгод. Городу эти удовольствия отдельных лиц больше не по карману.

Приводимые в прессе цифры говорят об одном — о потере всякого контроля над бизнесом, в том числе и казенным. Не в виллы, дачи, золото-бриллианты, «мерседесы» и путешествия на теплые острова должны вкладываться эти деньги, а в новые рабочие места и повышение зарплат рабочим, в развитие производства и выплату налогов, в строительство массового и дешевого жилья.

Те, кто не желает этого делать, — уже, по сути дела, банкроты. Осталось оформить это юридически. И если у того же «Июля» это получится — будет справедливо. По слухам, к своей работе по заказу мэрии «июлевцы» приступают уже в феврале. И вот тут опять-таки вопрос: зачем и для чего мэрии именно «Июль»?
Автор: Дмитрий Розанов
Издательство: «Молодой Коммунар» от 2.02.2002 г.
Другие публикации
Made on
Tilda