Как счастливое детство вспоминает большинство российских предприятий доперестроечные времена плановой экономики. Но достаточно беззаботные годы ушли в прошлое, и все мы попали в рынок — как будто в прорубь зимой кто столкнул. Одних эта процедура освежила, сил и энергии добавила. Но большинство всё-таки в себя не придет и из заледеневшей одежды не выберется. А ведь уже добрый десяток лет прошел — не мешает ли? Да нет, выходит, привыкли, а вдруг снимешь— и еще хуже будет...
Речь, впрочем, о долгах предприятий (если кто не понял — может, мои метафоры только мне и ясны)— перед бюджетными и внебюджетными фондами, друг перед другом. Эта не погашенная задолженность давно уже переросла из разряда твоих-моих проблем в национальное бедствие, этакую палку (а имя им — «легион») в колесе российской экономики.
Так вот и живем: предприятие должно рабочим и бюджету, бюджет — бюджетникам, соц.сфере, оборонке и так далее вплоть до МВФ и международного союза кредиторов России. Рублевой наличности не хватает никому (а долларов ходит столько, что общество, напротив, оторопь берет). И при всем этом мы продолжаем жить и работать, да друг на друга вину сваливать.
Предприятия ругают правительство: условия для работы не создали, законодательные акты непригодные издаются. Правительство к предприятиям претензии накопило: налоги не платят, а ведь могли бы бюджет наполнить, просто не хотите, работать не умеете! Даже теневики и те ворчат:ну что ж вас так много еще под ногами путается!
Нельзя, правда, сказать, что совсем ничего не делается. Каждый выкручивался как умел. И взаимозачетами спасались, и бартером. Какое-то время держались. А потом Пенсионный фонд взбунтовался: мне только деньгами и продуктами! И налоговый кодекс туда же: налоговые платежи может платить только налогоплательщик. Да правительство еще в прошлом году придумало: тех, кто не реструктуризирует свои многочисленные задолженности до 1.01.99 года — подвергнуть процедуре банкротства!
Однако глобальное пренебрежение законодательными предписаниями стало довольно характерной чертой современной экономической ситуации. И дело их не столько в необязательности налогоплательщиков, сколько в несовершенстве самих законодательных актов.
Взять идею с реструктуризацией долгов — механизма, с помощью которого можно отсрочить и рассрочить платежи по основному долгу, пеням и штрафам. Что касается идеи — то тут все вроде перспективно. А вот механизм никак не срабатывает. На основании существовавших законодательных актов свои долги смогли реструктуризировать лишь четыре предприятия в стране.В Воронежской области и вовсе ни одного. Большинство даже если и хотело выровнять ситуацию, тоне имело такой возможности — ведь текущие платежи и части старого долга нужно было платить«живыми» деньгами, а, например, у воронежских предприятий объем текущих денежных расчетов составляет не более 30-40 %, тогда как налоги должны «съедать» около 30%. Получается, что всю свою денежную выручку предприятия должны были отдавать в бюджет. Конечно, остаться без копейки не хотелось никому. И это только одна из причин...
«Банкротить» предприятия страны, учитывая массовые неисполнения, власти, правда, не стали. Зато идея реструктуризации получила свое развитие в разработке моделей урегулирования взаимной задолженности российских предприятий. Основные ее принципы можно почерпнуть из еженедельника «Экономика и жизнь», где Глава Департамента кредитной политики и финансовых рынков Минэкономики Леонид Барон поделился результатами работы своего ведомства. Суть их, в частности, состоит в том, чтобы обязать предприятия сдавать в министерство налогов и сборов полную расшифровку своей дебиторской и кредиторской задолженности. А сеть региональных и отраслевых операторов под руководством федерального оператора сможет развязывать долговые цепочки по всей стране и во всех отраслях. В мировой практике такая процедура известна под названием «неттинг» (проведение зачетов встречных однородных требований одновременно по всем направлениям и определение обязательств участников).
Мы тоже до нее додумались! И стимулы изобрели. Например, для тех, кто со своими задолженностями не делает вообще ничего, будет введен еще один налог — «на просроченную задолженность предприятия». Это, конечно, лучше, чем обещание банкротства, но и стимулом назвать сложно.
Справедливости ради надо сказать, что есть у нас ярые неплательщики, по которым давно смена собственности плачет. А как быть тем, кто хочет со своим грузом долгов разделаться, но не может?Вот Воронежский механический завод, к примеру, уже полгода пробивается в комиссию по оперативным вопросам при правительстве РФ: «Рассмотрите наш завод индивидуально, не получается у нас погасить долги в соответствии с инструкциями».
В свое время, в 1997 г., помочь воронежским предприятиям урегулировать задолженности взялась ООО Компания «Июль», разработав соответствующий механизм, идентичный по сути, предложенному ныне департаментом Минэкономики. «Июль» затратил немало сил, пытаясь запустить его в масштабах области, но не нашел поддержку в обладминистрации. Выводы специалисты компании сделали следующие:
— задолженность предприятий состоит из нескольких компонентов (федеральный и региональный бюджеты, всевозможные фонды и т.д.) и реструктуризация долгов тогда имеет смысл, когда проводится единовременно по всем платежам;
— проведение глобального зачета невозможно, т.к. реализация этого акта связана с ведением дополнительной формы отчетности для предприятий. А именно — расширенное описание дебиторско-кредиторской задолженности. Но так как подобная информация начала носить характер коммерческой тайны и стала сегодня товаром, то предприятия не пойдут на разглашение своих долгов.
Второй путь обновления деятельности предприятий и способ реструктуризации долгов, по мнению главы «Июля» В. И. Ботвиньева, — банкротство. Это путь, который не приемлют многие руководители хозяйствующих субъектов, т.к. он ведет к потере кабинетов и кресел. Но для угасающего производства банкротство может стать спасением. Ведь при проведении данной процедуры предприятие не останавливается, рабочие места не сокращаются, продолжает выплачиваться заработная плата, но замораживаются долги и меняется неэффективно работающее руководство.
По принятии соответствующих дополнений и изменений к закону «О несостоятельности(банкротстве) в РФ» многим-руководителям стоит подумать о спасении своих предприятий именно этим путем — если они, конечно, хотят оставить им шансы на возрождение.
Впрочем, не у всех же положение безнадежное. Для тех организаций, которые «еще на плаву»,спасательным кругом в плане реструктуризации своих долгов вполне может стать принимаемый в ближайшее время государственной Думой закон «О реструктуризации», в проект которого уже были направлены многочисленные поправки и предложения с мест. А на региональном уровне действенную помощь предприятиям будут оказывать вновь созданные структуры: Муниципальной расчетный центр, Региональный расчетный центр, «Фонд конверсии, реструктуризации и развития предприятий Воронежской области».
В общем, можно надеяться, что хуже нам не будет.
Пора сменить заледеневшую одежду.